ОРС «Читай-город – Буквоед»: объединение кассовых решений и программ лояльности трёх торговых сетей — проект на 730 книжных магазинов по всей России
Исходные данные, описание задачи:

Сети книжных магазинов «Читай-город» и «Буквоед» образовали объединённую розничную сеть ещё в 2008 году, куда теперь входят и магазины с необычными канцтоварами и сувенирами «Гоголь-Моголь». Сети работали на разных кассовых системах, использовали разные платформы для построения своих программ лояльности, имели разные сайты, интернет-магазины, мобильные приложения. 

Перешедшие в управление Объединённой розничной сети 3 кассовых контура требовали больших затрат на персонал (сотрудники ИТ, бухгалтерское и документационное сопровождение), а также регулярных расходов на поддержку образовавшегося «зоопарка» ИТ-систем. 

Было принято решение унифицировать ИТ-инфраструктуру в части кассовых решений и платформ лояльности: 

  • Упростить управление ИТ за счет централизации: перейти от 6 разных ИТ-систем к двум основным, 
  • сократить все связанные с «зоопарком» ИТ-систем затраты ресурсов персонала, а также сократить расходы на содержание трех разных кассовых контуров (обновление ПО, лицензии), 
  • обеспечить переход на новую кассовую систему бесшовно — так, чтобы покупатели всех трёх магазинов не заметили никаких изменений в работе своей программы лояльности. 
КЕЙС 6
Описание кейса / решения

Единой платформой для работы программ лояльности была выбрана Mindbox — это было особым логическим этапом и отдельной задачей проекта, в рамках которого удалось объединить программу лояльности трёх брендов с 10 млн клиентов. В качестве единой кассовой системы по разным критериям (в том числе, в связи с наличием готовой интеграции с Mindbox) выбрали Set Retail. 

Задача отличалась масштабом — количеством магазинов и их географией (вся Россия), а также количеством задействованных ИТ-систем и разнородного кассового оборудования. Кроме того, кассиры всех трёх сетей привыкли работать в разных системах. 

Подобное уникальное слияние инфраструктуры торговых сетей было новым форматом проекта как для ИТ-команды ритейлера, так и для CSI. Важно, что проведенные тектонические изменения в ИТ-ландшафте оказались в итоге совершенно не заметны глазу покупателя, системы и магазины не останавливали свою работу ни разу. 

Использованное ПО и оборудование: 
  • Кассовое ПО Set Retail, сервис для работы с маркированными товарами Set Mark, сервис Set Omni HA для поддержки омниканальности системы лояльности, сервис обмена данными Set ESB. 
  • Лояльность: платформа Mindbox, сайты, интернет-магазины, мобильные приложения сетей. 
  • Оборудование: кассы самообслуживания CSI K, прайс-чекеры CSI, новые моноблоки Entry POS во всех магазинах сети «Буквоед». 


Сроки реализации
01.01.2024 — 01.08.2024


Результаты ДО и ПОСЛЕ

Все 1300 касс 730 магазинов перешли на единое кассовое ПО, получив удобство централизованного управления и сопутствующие преимущества: 
  • Сокращение ИТ-ресурсов на поддержку (в части количества серверных ресурсов); 
  • Экономию на лицензиях (Set Retail работает на ОС Linux) и регулярных платежах за ПО (по сравнению с затратами на предыдущее кассовое решение, это 140 000 р. в месяц). 

Появились перспективы развития кассовых решений, частично начата реализация новых для ритейлера направлений: кассы самообслуживания, прайс-чекеры в магазинах. 

Сделаны уникальные доработки в новом кассовом ПО: 
  1. Адаптация интерфейса Set Touch под классическую кассу с клавиатурой для удобства кассиров «Читай-город». Управление — с помощью мышки и клавиатуры. 
  2. Касса в этом проекте — полноценное рабочее место сотрудника магазина. Он может работать не только в кассовом ПО, но и через браузер в других нужных ему системах, переключаясь в один клик. 
  3. В группе магазинов проводился эксперимент по использованию QR-кодов вместо ценников. Покупатель по QR мог узнать цену, а кассир — добавить товар в чек. 
  4. Внедрён сервис Set Omni High Availability, который поддерживает единые условия программы лояльности для онлайн- и офлайн-каналов. 24/7 в высокодоступном режиме через сервисы Set: обсчитывается корзина покупателей на сайте и цены при просмотре ассортимента магазина. 
  5. Кассы самообслуживания CSI установлены в ходе проекта в московском «Читай-город» и несколько в петербургских «Буквоедах».


В чем полезность и уникальность кейса?

Полезность — в возможности сокращения человеческих ресурсов на поддержку ИТ-систем. К примеру, если нужно добавить поддержку законодательного требования в 3 разные кассовые системы — или подключить на кассы новый способ оплаты — это будут три разные интеграции. 

С Set Retail вход через одни ворота. К слову, разработчик сам поддерживает все законодательные требования в системе, заранее предупреждает. 


Возможно ли кейс масштабировать в компании и применить для других участников рынка?

Учитывая, что слияния и поглощения — частая ситуация на рынке, проект может быть хорошим примером. Кассовое ПО выступило единым знаменателем, позволило унифицировать различные рабочие места и процессы. 

Set Retail выбрали из нескольких вариантов, в том числе, за счет множества готовых партнёрских интеграций — это своего рода платформа, на которой можно без долгих интеграций внедрить любую другую интересную механику из списка подключенных партнёров: системы лояльности, все современные способы оплат, BNPL, подарочные карты, продажи лотерейных билетов и другое. 
1300 касс трёх сетей перешли на единое кассовое ПО.
Централизованное управление, экономия на лицензиях, платежах, ИТ-ресурсах на поддержку.
Результат
Описание кейса / решения

Единой платформой для работы программ лояльности была выбрана Mindbox — это было особым логическим этапом и отдельной задачей проекта, в рамках которого удалось объединить программу лояльности трёх брендов с 10 млн клиентов. В качестве единой кассовой системы по разным критериям (в том числе, в связи с наличием готовой интеграции с Mindbox) выбрали Set Retail. 

Задача отличалась масштабом — количеством магазинов и их географией (вся Россия), а также количеством задействованных ИТ-систем и разнородного кассового оборудования. Кроме того, кассиры всех трёх сетей привыкли работать в разных системах. 

Подобное уникальное слияние инфраструктуры торговых сетей было новым форматом проекта как для ИТ-команды ритейлера, так и для CSI. Важно, что проведенные тектонические изменения в ИТ-ландшафте оказались в итоге совершенно не заметны глазу покупателя, системы и магазины не останавливали свою работу ни разу. 

Использованное ПО и оборудование: 
  • Кассовое ПО Set Retail, сервис для работы с маркированными товарами Set Mark, сервис Set Omni HA для поддержки омниканальности системы лояльности, сервис обмена данными Set ESB. 
  • Лояльность: платформа Mindbox, сайты, интернет-магазины, мобильные приложения сетей. 
  • Оборудование: кассы самообслуживания CSI K, прайс-чекеры CSI, новые моноблоки Entry POS во всех магазинах сети «Буквоед». 


Сроки реализации
01.01.2024 — 01.08.2024


Результаты ДО и ПОСЛЕ

Все 1300 касс 730 магазинов перешли на единое кассовое ПО, получив удобство централизованного управления и сопутствующие преимущества: 
  • Сокращение ИТ-ресурсов на поддержку (в части количества серверных ресурсов); 
  • Экономию на лицензиях (Set Retail работает на ОС Linux) и регулярных платежах за ПО (по сравнению с затратами на предыдущее кассовое решение, это 140 000 р. в месяц). 

Появились перспективы развития кассовых решений, частично начата реализация новых для ритейлера направлений: кассы самообслуживания, прайс-чекеры в магазинах. 

Сделаны уникальные доработки в новом кассовом ПО: 
  1. Адаптация интерфейса Set Touch под классическую кассу с клавиатурой для удобства кассиров «Читай-город». Управление — с помощью мышки и клавиатуры. 
  2. Касса в этом проекте — полноценное рабочее место сотрудника магазина. Он может работать не только в кассовом ПО, но и через браузер в других нужных ему системах, переключаясь в один клик. 
  3. В группе магазинов проводился эксперимент по использованию QR-кодов вместо ценников. Покупатель по QR мог узнать цену, а кассир — добавить товар в чек. 
  4. Внедрён сервис Set Omni High Availability, который поддерживает единые условия программы лояльности для онлайн- и офлайн-каналов. 24/7 в высокодоступном режиме через сервисы Set: обсчитывается корзина покупателей на сайте и цены при просмотре ассортимента магазина. 
  5. Кассы самообслуживания CSI установлены в ходе проекта в московском «Читай-город» и несколько в петербургских «Буквоедах».










В чем полезность и уникальность кейса?

Полезность — в возможности сокращения человеческих ресурсов на поддержку ИТ-систем. К примеру, если нужно добавить поддержку законодательного требования в 3 разные кассовые системы — или подключить на кассы новый способ оплаты — это будут три разные интеграции. 

С Set Retail вход через одни ворота. К слову, разработчик сам поддерживает все законодательные требования в системе, заранее предупреждает. 


Возможно ли кейс масштабировать в компании и применить для других участников рынка?

Учитывая, что слияния и поглощения — частая ситуация на рынке, проект может быть хорошим примером. Кассовое ПО выступило единым знаменателем, позволило унифицировать различные рабочие места и процессы. 

Set Retail выбрали из нескольких вариантов, в том числе, за счет множества готовых партнёрских интеграций — это своего рода платформа, на которой можно без долгих интеграций внедрить любую другую интересную механику из списка подключенных партнёров: системы лояльности, все современные способы оплат, BNPL, подарочные карты, продажи лотерейных билетов и другое. 
1300 касс трёх сетей перешли на единое кассовое ПО.
Централизованное управление, экономия на лицензиях, платежах, ИТ-ресурсах на поддержку.
Результат