Кейс Аэро х «Просвещение»: как собрать в единый сервис все цифровые продукты крупнейшего издательства учебной литературы
Исходные данные, описание задачи:

Цифровой сервис современного издательства, тем более учебной литературы — это сложная система. Ею пользуются ученики, родители, учителя, представители школ и органов власти. Тут распространяются учебные комплексы, состоящие из  учебников, рабочих тетрадей и других сопутствующих материалов, в печатных, цифровых и комбинированных версиях, объединенных по предметам, классам, изданиям. Издательство управляет B2C продажами, лицензиями на использование цифровых продуктов в школах и регионах, индивидуальными электронными ключами. А еще это сервисы для видеоконференций, совместной учебной работы, хранению медиаконтента, управлению внутренними процессами, технические интеграции с внутренними и внешними системами и многое другое.

Изначально сервисы «Просвещения» существовали на отдельных сайтах и не были связаны друг с другом. Некоторые создавалась много лет назад и требовали модернизации. Вопрос переработки всей цифровой инфраструктуры назревал давно, и в 2023 году компания обратилась к «АЭРО» с целью создания объединённой информационной среды и единого «окна» доступа для коммуникации всех целевых аудиторий группы компаний, представления полного перечня продуктов и сервисов «Просвещения», для того чтобы обеспечить: 
  • реализацию стратегии маркетинга и продаж: привлечение и возврат клиентов, оптимизация каналов коммуникаций, формирование единой клиентской базы; 
  • сокращение затрат на IT-поддержку, обеспечить быстрое масштабирование, а также стабильную и безопасную работу сайтов, увеличить скорость обновления каталога. 

Новый портал должен был представить рынку бренд «Просвещение» как единый интегрированный образовательный холдинг, предоставляющий продукты для всестороннего обучения, досуга и развития. Перепозиционирование от "издательства" к "образовательной экосистеме". 

В рамках этой задачи «АЭРО» требовалось создать корпоративную и пользовательскую части платформы. 
КЕЙС 13
Описание кейса / решения

«Просвещение» сотрудничает с 44 тыс. образовательных организаций, дистрибьюторами, инвесторами и государством. Поэтому корпоративный сайт важно было сделать одновременно серьёзным и современным, чтобы он демонстрировал силу и глубину бренда. 

Большое внимание уделили дизайну — разработчики «Просвещения» комбинировали оттенки синего и зеленого цветов, тщательно прорабатывали шрифты и графику. Здесь же интегрировали CMS — её используют сотрудники, ответственные за наполнение страниц контентом. 

Пользовательская часть сайта состоит из двух частей (контуров), объединяющих взаимодействие всех клиентов «Просвещения» на один мультисервис. 

Внешний контур — основное цифровое пространство с единой точкой входа во все сервисы. На главной странице пользователь может выбрать свою роль: родитель, педагог, ученик, образовательная организация. И далее посмотреть, что полезного может предложить ему «Просвещение». Например, ученики найдут на сайте не только учебные материалы, но и смогут узнать о разных профессиях, подготовиться к ЕГЭ или послушать лекции по искусству. 

Из внешнего контура пользователь может легко попасть в e-com часть (внутренний контур) — единый каталог с печатной продукцией, электронными учебниками, цифровыми сервисами и бесплатными материалами. 

В отличие от корпоративного портала, структура пользовательской части довольно непростая. Поэтому не стали перегружать сайт визуально и выполнили его в более лёгкой и светлой стилистике, чтобы пользователям было комфортно. А для наиболее удобной навигации между сервисами сделали сквозные хедер и футер. Нашей задачей было сделать так, чтобы абсолютно любой пользователь, вне зависимости от его роли и цели, видел на сайте привычные ему элементы и точки входа и мог свободно перемещаться по всей экосистеме. 

На главную мы вынесли вкладки с тематической информацией для родителей, педагогов, учеников и образовательных учреждений, а также ссылки на основные сервисы. А ещё добавили боковое меню сайта — это ключевой элемент навигационной системы и единая точка входа в любой раздел. 

При проектировании учитывали особенности поведения сразу четырех сегментов пользователей. Ориентировались на CJM по покупке цифровых и печатных учебников, затем прогоняли макеты через количественное и качественное тестирование, чтобы убедиться, что они отвечают потребностям аудитории. 

Как удалось улучшить пользовательский опыт: 
  1. Предусмотрели все паттерны поиска и постарались сделать его удобным сразу для всех — много точек входа в каталог, скроллинг товаров, фильтры, сортировка, рекомендации. Неважно, как человек привык искать товар — он может это сделать из любой точки сайта и любым способом. 
  2. Выделили характеристики товаров, важные конкретным пользователям. Учителя и родители выбирают учебники по разным критериям — мы выявили их и вынесли для удобства на первый экран.


Сроки реализации
09.01.2024 — 03.06.2024


Результаты ДО и ПОСЛЕ

В результате удалось создать объёмную цифровую платформу, которая объединяет все продукты и сервисы ГК «Просвещение», даёт её клиентам полное представление обо всех возможностях холдинга, а также обеспечивает удобный доступ в e-commerce часть. 

Мы взаимодействовали с «Просвещением» как единая команда: под общим управлением в дизайне, аналитике, разработке и тестировании работали сотрудники обеих компаний, внедрялись сквозные процессы, был выбран курс на постоянное улучшение и повышение качества и эффективности работы.

За время работы мы: 

1. Реализовали стратегию бренда: создали новую концепцию корпоративного сайта и интегрировали все сайты и продукты в единую платформу с удобной навигацией; 

2. Реализовали стратегию маркетинга и продаж: привлечение и возврат клиентов, улучшение взаимодействия с ЦА, оптимизация каналов коммуникаций, поддержка лояльности, единая точка входа размещения заказов и поддержки пользователей; 

3. Реализовали ИТ-стратегию: решение, позволяющее сократить затраты на поддержку, быстро масштабировать и обеспечивать стабильную и безопасную работу сайтов; 

4. Осуществили митигацию рисков зависимости от иностранных программных продуктов: перешли на платформу с открытым программным кодом. 

По итогам работ заметно вырос трафик на сайт. Число уникальных посетителей увеличилось в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. При этом количество прямых заходов стало больше в 2,8 раз, что свидетельствует о росте узнаваемости нового бренда «Просвещения».


В чем полезность и уникальность кейса?

Этот кейс — пример системной трансформации цифрового присутствия крупного образовательного бренда. Вместо простого обновления и «перерисовки» сайта мы помогли «Просвещению» выстроить единую цифровую экосистему, которая объединяет продукты, сервисы и e-commerce в одном понятном интерфейсе. 

Кейс уникален тем, что решает сразу несколько задач бизнеса, пользователей и бренда. Все это удалось реализовать благодаря глубокой работе с людьми. Мы провели множество качественных и количественных исследований среди большой аудитории и точно определили, как выбирают учебники родители и учителя — и адаптировали интерфейс под разные пользовательские сценарии с ориентацией на реальные потребности целевой аудитории.


Возможно ли кейс масштабировать в компании и применить для других участников рынка?

Да, кейс масштабируем. Мы выстроили универсальный подход, который можно адаптировать под нужды других крупных компаний с широкой продуктовой линейкой и разными сегментами аудитории или с собственной экосистемой. 

В основе — модульная цифровая платформа с открытым кодом, ориентированная на развитие: её легко дорабатывать, масштабировать и интегрировать с внутренними системами. Инструменты разработки: frontend (vue.js, React, Next.js), backend (laravel/php), хранение данных (S3, PostgreSQL, Redis). В основе инфраструктуры — сервисы Yandex Cloud, описание в Terraform, процесс CI/CD построен в Gitlab. Для мониторинга использовали Яндекс.Мониторинг, Prometheus и Grafana. 

Подход к проектированию интерфейсов и структуре сайта основан на пользовательских сценариях и может быть применён в любой отрасли, где важно учитывать поведение разных целевых групп, а продуктовые решения легко адаптируются под любые коммуникационные задачи: от продвижения услуг до обучения.
Число уникальных посетителей выросло в 2 раза
Количество прямых заходов выросло в 2,8 раза
Результат
Описание кейса / решения

«Просвещение» сотрудничает с 44 тыс. образовательных организаций, дистрибьюторами, инвесторами и государством. Поэтому корпоративный сайт важно было сделать одновременно серьёзным и современным, чтобы он демонстрировал силу и глубину бренда. 

Большое внимание уделили дизайну — разработчики «Просвещения» комбинировали оттенки синего и зеленого цветов, тщательно прорабатывали шрифты и графику. Здесь же интегрировали CMS — её используют сотрудники, ответственные за наполнение страниц контентом. 

Пользовательская часть сайта состоит из двух частей (контуров), объединяющих взаимодействие всех клиентов «Просвещения» на один мультисервис. 

Внешний контур — основное цифровое пространство с единой точкой входа во все сервисы. На главной странице пользователь может выбрать свою роль: родитель, педагог, ученик, образовательная организация. И далее посмотреть, что полезного может предложить ему «Просвещение». Например, ученики найдут на сайте не только учебные материалы, но и смогут узнать о разных профессиях, подготовиться к ЕГЭ или послушать лекции по искусству. 

Из внешнего контура пользователь может легко попасть в e-com часть (внутренний контур) — единый каталог с печатной продукцией, электронными учебниками, цифровыми сервисами и бесплатными материалами. 

В отличие от корпоративного портала, структура пользовательской части довольно непростая. Поэтому не стали перегружать сайт визуально и выполнили его в более лёгкой и светлой стилистике, чтобы пользователям было комфортно. А для наиболее удобной навигации между сервисами сделали сквозные хедер и футер. Нашей задачей было сделать так, чтобы абсолютно любой пользователь, вне зависимости от его роли и цели, видел на сайте привычные ему элементы и точки входа и мог свободно перемещаться по всей экосистеме. 

На главную мы вынесли вкладки с тематической информацией для родителей, педагогов, учеников и образовательных учреждений, а также ссылки на основные сервисы. А ещё добавили боковое меню сайта — это ключевой элемент навигационной системы и единая точка входа в любой раздел. 

При проектировании учитывали особенности поведения сразу четырех сегментов пользователей. Ориентировались на CJM по покупке цифровых и печатных учебников, затем прогоняли макеты через количественное и качественное тестирование, чтобы убедиться, что они отвечают потребностям аудитории. 

Как удалось улучшить пользовательский опыт: 
  1. Предусмотрели все паттерны поиска и постарались сделать его удобным сразу для всех — много точек входа в каталог, скроллинг товаров, фильтры, сортировка, рекомендации. Неважно, как человек привык искать товар — он может это сделать из любой точки сайта и любым способом. 
  2. Выделили характеристики товаров, важные конкретным пользователям. Учителя и родители выбирают учебники по разным критериям — мы выявили их и вынесли для удобства на первый экран.


Сроки реализации
09.01.2024 — 03.06.2024


Результаты ДО и ПОСЛЕ

В результате удалось создать объёмную цифровую платформу, которая объединяет все продукты и сервисы ГК «Просвещение», даёт её клиентам полное представление обо всех возможностях холдинга, а также обеспечивает удобный доступ в e-commerce часть. 

Мы взаимодействовали с «Просвещением» как единая команда: под общим управлением в дизайне, аналитике, разработке и тестировании работали сотрудники обеих компаний, внедрялись сквозные процессы, был выбран курс на постоянное улучшение и повышение качества и эффективности работы.

За время работы мы: 

1. Реализовали стратегию бренда: создали новую концепцию корпоративного сайта и интегрировали все сайты и продукты в единую платформу с удобной навигацией; 

2. Реализовали стратегию маркетинга и продаж: привлечение и возврат клиентов, улучшение взаимодействия с ЦА, оптимизация каналов коммуникаций, поддержка лояльности, единая точка входа размещения заказов и поддержки пользователей; 

3. Реализовали ИТ-стратегию: решение, позволяющее сократить затраты на поддержку, быстро масштабировать и обеспечивать стабильную и безопасную работу сайтов; 

4. Осуществили митигацию рисков зависимости от иностранных программных продуктов: перешли на платформу с открытым программным кодом. 

По итогам работ заметно вырос трафик на сайт. Число уникальных посетителей увеличилось в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. При этом количество прямых заходов стало больше в 2,8 раз, что свидетельствует о росте узнаваемости нового бренда «Просвещения».









В чем полезность и уникальность кейса?

Этот кейс — пример системной трансформации цифрового присутствия крупного образовательного бренда. Вместо простого обновления и «перерисовки» сайта мы помогли «Просвещению» выстроить единую цифровую экосистему, которая объединяет продукты, сервисы и e-commerce в одном понятном интерфейсе. 

Кейс уникален тем, что решает сразу несколько задач бизнеса, пользователей и бренда. Все это удалось реализовать благодаря глубокой работе с людьми. Мы провели множество качественных и количественных исследований среди большой аудитории и точно определили, как выбирают учебники родители и учителя — и адаптировали интерфейс под разные пользовательские сценарии с ориентацией на реальные потребности целевой аудитории.


Возможно ли кейс масштабировать в компании и применить для других участников рынка?

Да, кейс масштабируем. Мы выстроили универсальный подход, который можно адаптировать под нужды других крупных компаний с широкой продуктовой линейкой и разными сегментами аудитории или с собственной экосистемой. 

В основе — модульная цифровая платформа с открытым кодом, ориентированная на развитие: её легко дорабатывать, масштабировать и интегрировать с внутренними системами. Инструменты разработки: frontend (vue.js, React, Next.js), backend (laravel/php), хранение данных (S3, PostgreSQL, Redis). В основе инфраструктуры — сервисы Yandex Cloud, описание в Terraform, процесс CI/CD построен в Gitlab. Для мониторинга использовали Яндекс.Мониторинг, Prometheus и Grafana. 

Подход к проектированию интерфейсов и структуре сайта основан на пользовательских сценариях и может быть применён в любой отрасли, где важно учитывать поведение разных целевых групп, а продуктовые решения легко адаптируются под любые коммуникационные задачи: от продвижения услуг до обучения.
Число уникальных посетителей выросло в 2 раза
Количество прямых заходов выросло в 2,8 раза
Результат